Главная - Защита слова, печати, журналистов - Россия мало отличается от Зимбабве. Комментарии для «Новой» от «Репортеров без границ»

Россия мало отличается от Зимбабве. Комментарии для «Новой» от «Репортеров без границ»
Фонды и объединения - Защита слова, печати, журналистов

россия мало отличается от зимбабве. комментарии для «новой» от «репортеров без границ»

Презентация доклада прошла 13 февраля в Вашингтоне, где специальными гостями стали журналисты из Ирака, Китая, Эритреи и Пакистана, и в Берлине, куда были приглашены журналисты из Зимбабве и России. Россию представляла Наталья Морарь, журналистка The New Times, которая с конца прошлого года не может въехать в страну («Новая» подробно рассказывала об этом в номере за 20 декабря 2007 года).

В докладе указывается, что «на постсоветском пространстве авторитарная власть всей своей мощью навалилась и раздавила свободную прессу», что «выборы 2007 года в России и в Узбекистане подтвердили, что власти захватили контроль над обществом, не оставив надежды на улучшение ситуации со свободой прессы ни в обозримом будущем, ни на дальнюю перспективу». «Независимая от властей редакционная политика существует только в тех изданиях, которые не оказывают существенного влияния на общественное мнение, — утверждают «Репортеры». — Общее впечатление от СМИ в бывшем Советском Союзе — навязываемое единомыслие в политике и в обществе и попытки нарождающегося гражданского общества структурироваться и сбросить с себя иго власти, которая пытается уничтожить ростки этого общества».

Тем не менее положение разных стран СНГ в индексе свободы прессы, который также представила организация, сильно различны. Если Россия занимает 144-е место из 169 возможных, то, например, Грузия — 66-е, Армения — 77-е, Молдова — 81-е, Украина — 92-е, Киргизия — 110-е, Казахстан — 125-е, Азербайджан — 139-е. Ниже нас в рейтинге — Белоруссия (151-е), Узбекистан (160-е) и Туркменистан (167-е).

В отношении России в докладе отмечается, что предвыборные кампании на местных выборах в марте и парламентских в декабре «маргинализовали российскую оппозицию, что не помешало российским властям и силам правопорядка пресекать любые попытки СМИ освещать деятельность оппозиционеров». Уделяется внимание жестокому разгону журналистов на Маршах несогласных, обыскам в самарской редакции «Новой» и агентстве «Регнум», задержанию Сергея Курт-Аджиева, прекращению выпуска «Новой» в Самаре и в Нижнем Новгороде, приговору основателю «Нового Петербурга» Николаю Андрющенко и прекращению выпуска этой газеты.

Также «Репортеры» отмечают, что «к силовым акциям по отношению к сотрудникам СМИ добавилось давление на редакционную линию изданий», например в «Русской службе новостей». Указывается на прекращение вещания радио Би-би-би в диапазоне FM в Москве и на то, что основные каналы ТВ «способствовали победе президентского большинства во время предвыборной кампании по выборам в Госдуму». Обращено внимание и на «принудительную госпитализацию в психиатрическую клинику» Ларисы Арап и Аркадия Новикова, избиение в Казани Натальи Петровой, ее 9-летних дочерей-близнецов и 70-летней матери, а также похищение трех корреспондентов РЕН ТВ и председателя «Мемориала» в Ингушетии. Дела Анны Политковской и Павла Хлебникова, по мнению «Репортеров», — свидетельства «отсутствия прогресса в борьбе против безнаказанности». А смерть военного обозревателя «Коммерсанта» Ивана Сафронова признана «подозрительной». Официальная версия о самоубийстве подвергается сомнению потому, что «семья и коллеги журналиста утверждают, что у него не было никакой причины» для этого.

«В России нас особенно беспокоят три тенденции: отсутствие плюрализма на телевидении, отсутствие прогресса в борьбе против безнаказанности (в отношении преступлений против журналистов. — Н.Р.), — прокомментировала результаты исследования глава европейского отдела «Репортеров» без границ» Эльза ВИДАЛ. Кроме того, во время кампании по выборам в Госдуму оказалось, что три государственных канала — Первый, «Россия» и ТВ Центр, а также частный НТВ способствовали победе президентского большинства. Исследование Центра экстремальной журналистики показало, что СМИ посвятили более 75% своих информационных программ представителям действующей власти и исключали из передач представителей оппозиции».

P.S. Полностью интервью с Эльзой Видал, а также часть доклада «Репортеров» о России — на сайте «Новой».

Опровержение

На основании решения Басманного суда г. Москвы от 18 октября 2007 г. опровергаются опубликованные в № 43 (1046) от 20 — 22.06.2005  в статье под заголовком «Выселяй и властвуй» сведения о том, что один из приставов оттолкнул 85-летнюю Александру Ивановну, та упала и потеряла сознание, адвокату не показали всех необходимых документов на выселение.

По просьбе «Новой» на вопросы о деятельности «Репортеров без границ» ответила глава европейского отдела организации (в отдел включены и все бывшие страны СНГ) Эльза Видал.

— Доклады многих международных организаций критикуются или игнорируются российскими чиновниками. Когда ваша организация представляет доклады, на кого они прежде всего направлены? Какова цель? Ожидаете ли вы какой-то реакции от правительств? Или адресуете их прежде всего гражданам разных стран? Какой реакции в таком случае ожидаете от них?

— Мы каждый год выпускаем ежегодный доклад о свободе слова во всем мире и индекс свободы слова. Эти документы в первую очередь предназначены для сотрудников СМИ, представителей властей, международных организаций, правозащитников и простых граждан. Наша цель — вызвать интерес, проинформировать и убедить в том, что свобода прессы играет существенную роль во всех обществах. Обычно правительства реагируют и передают нам их замечания. Такое бывает редко, что они нам не отвечают. Российские представители никогда до сих пор к нам не обращались. А от граждан мы ожидаем, что они попросту заинтересуются вопросом о свободе прессы в России. Например, беседовали бы на эту тему.

— Некоторые российские деятели (например, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод) уже высказали в российской прессе критическое мнение об объективности доклада. Какова методика, по которой вы оцениваете положение со СМИ в той или иной стране? Сколько представителей опрашиваете в каждой стране для получения данных? Кто эти люди?

— Мы замечали, что индекс свободы прессы часто создает недопонимание. Что касается методологии, нужно подчеркнуть главное. Индекс построен на основе ответов на вопросы. Вопросник состоит из 50 пунктов, касающихся разных сторон свободы прессы. Например, в первой его части речь идет о нападениях, арестах и угрозах (в отношении журналистов. — Н.Р.). Во второй части — о непрямых угрозах и о доступе к информации. В третьей — о законах в сфере СМИ, чрезмерных судебных преследованиях и так далее. Содержание вопросника одинаково, мы не «адаптируем» его в зависимости от страны. Таким образом, мы способны сравнить положение в разных странах. Вопросник мы отсылаем академикам, специалистам СМИ, журналистам, правозащитникам, представителям союзов журналистов. Это обычно 5—10 человек.

— В чем отличие методик между вашей, «репортерской», и Freedom House, которая также оценивает ситуацию со свободой слова в разных странах?

— Описывать методологию другой организации нам кажется невозможным. Хотела бы уточнить, что «Репотеры без границ» — это международная организация, специализирующаяся именно на вопросах нарушения свободы прессы и свободы слова. С 1985 года организация рассматривает только эти вопросы.

— Многие из тех, кто не признает, что свобода слова в России находится под реальной угрозой, ссылаются на существование нескольких газет, радиостанций и одного телеканала, которые по-прежнему крайне критично оценивают действия правительства и властей в целом. Не считаете ли вы, что этого достаточно, чтобы «повысить» рейтинги России?

— По нашему мнению, место России в рейтинге — свидетельство настоящего положения свободы слова в стране. Но совершенно верно: в России все еще существуют некоторые независимые или критические по отношению к правительству СМИ. К сожалению, количество этих СМИ недостаточно, особенно если сравнить их с количеством населения России (144 млн). Кроме того, источником информации для большинства россиян является телевидение. И вы сами знаете, что плюрализма в аудиовизуальнем секторе не хватает.

— Для россиян, как мне кажется, любопытно сравнить ситуацию со свободой СМИ у нас со своими соседями: с Арменией (77-е место), Молдовой (81-е), Киргизией (110-е) и, например, с Таджикистаном (115-е место). Чем же положение журналистов в этих странах лучше, чем в России (144-е место)?

— Такое сравнение имеет смысл только если иметь в виду, что место в рейтинге — свидетельство об итогах конкретного года. Мы понимаем, что некоторым людям трудно признать, что положение со свободой слова у соседних народов  лучше. Этим людам нам хочется сказать: положение меняется.

— Какие основные тенденции в вопросе свободы СМИ в России настораживают вас больше всего?

— Нас особенно беспокоят три тенденции: отсутствие плюрализма на телевидении, отсутствие прогресса в борьбе против безнаказанности (в отношении преступлений против журналистов. — Н.Р.). Кроме того, во время кампании по выборам в Госдуму оказалось, что три государственных канала — Первый, «Россия» и ТВ Центр, — а также частный НТВ способствовали победе президентского большинства. Исследование Центра экстремальной журналистики показало, что СМИ посвятили более 75% своих информационных программ представителям действующей власти и исключали из передач представителей оппозиции.

— Что должно произойти в России, чтобы ее рейтинги в докладах «Репортеров» повысились?

— Если права журналистов будут лучше защищены, если число нападений на сотрудников СМИ и угроз в их адрес уменьшится, то рейтинг России наверняка повысится. Но даже не это самое важное. Самое важное, чтобы граждане имели доступ к качественной информации и чтобы журналисты могли работать свободно. Даже если их работа неприятна для власти.

Ежегодный доклад 2008 г. «Репортеров без границ» о состоянии свободы слова в России

Победу на местных выборах в марте и на парламентских выборах в декабре одержали про-правительственные партии, в том числе «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Обе эти выборные кампании маргинализовали российскую оппозицию, что не помешало российским властям и силам правопорядка пресекать любые попытки СМИ освещать деятельность оппозиционеров. В марте в Санкт-Петербуре и в Нижнем Новгороде, а затем в апреле в Москве и Санкт-Петербурге состоялись так называемые «марши несогласных», организованные движением «Другая Россия». Они были жестоко разогнаны представителями правоохранительных органов, которые применяли жестокие меры не только к манифестантам, но и к журналистам.

Общественная Палата Россия осудила эти действия и призвала министерство внутренних дел «без промедления обратить внимание на опасную тенденцию применения силы по отношению к журналистам». Корреспонденты газет Коммерсант, Новая газета и Ведомости, в которых еще сохраняется независимая редакционная политика, пострадали от применения силы во время этих манифестаций. Досталось и иностранным репортерам. Немецкие журналисты трех телекомпаний: German public TV, ARD и ZDF, а также японский фотограф, были избиты или/и задержаны. Пострадал и корреспондент агентства Рейтер. Другие журналисты были также задержаны. В то же время все они имели аккредитацию при МИДе.

В мае 2007 года незадолго до начала саммита ЕС-Россия, когда город готовился к приезду западных лидеров, были задержаны три журналиста газеты Коммерсант и телеканала РЕН-ТВ, в то время когда они брали интервью у одного из организаторов «Марша несогласных». В том же месяце в самарской редакции Новой газеты и информационного агентства Регнум дважды были проведены обыски. Причиной явилось подозрение правоохранительных органов, что журналисты пользуются нелицензионным компьютерным оборудованием. Затем, два журналиста, один из которых - главный редактор самарского выпуска Новой газеты Сергей Курт-Аджиев, (чья дочь является организатором «Марша несогласных») и организатор демонстрации в течение четырех часов удерживались милицией. Новая газета больше не выходит ни в Самаре, ни в Нижнем-Новгороде. В ноябре 2007 года редакция объявила о закрытии своего филиала в Самаре, поскольку из-за конфискации компьютеров стало невозможно выпускать газету. Главный редактор убежден, что основной задачей властей было «прикрыть газету накануне выборов». Последние три месяца 2007 года подтвердили уже сложившуюся тенденцию. За неделю до парламентских выборов во время манифестации оппозиции в Москве были задержаны журналисты, хотя они предупредили милиционеров, что присутствуя на демонстрации, исполняют свой профессиональный долг. Среди задержанных журналистов находился и корреспондент Эха Москвы. В Санкт-Петербурге к двум месяцам тюрьмы был приговорен один из основателей еженедельника Новый Петербург Николай Андрющенко. Газета перестала выходить, поскольку редакция не смогла найти типографию, которая бы согласилась ее печатать. В этой газете была напечатана статья Андрющенко «Почему я иду на марш несогласных» и опубликован текст, в котором детально излагалась программа оппозиции.

Пресса на службе у президентской пропаганды

К силовым акциям по отношению к сотрудникам СМИ добавилось давление на редакционную линию изданий. Так, в середине апреля смена директора на самой крупной радиостанции РСН привела к драматическим последствиям для свободы прессы. Александр Школьник, программный директор программ для детей и юношества на государственном Первом канале и Всеволод Нерознак, директор информационной службы Первого канала сменили Михаила Бакланова, проработавшего 12 лет в качестве директора РСН. Они выпустили директиву, согласно которой редакция обязана на волнах своих радиостанций предоставлять слушателям «по крайней мере, 50% положительных новостей». Что же касается представителей оппозиции, то после прихода нового начальства их имена были запрещены к цитированию на волнах РСН. Вещание радио Би-Би-Си на русском языке было прекращено на частоте FM в Москве. Последний партнер английского ради, радиостанция Большое радио была вынуждена разорвать сотрудничество с Би-би-си по требованию российских властей.

Три государственных канала - Первый Канал, Россия, ТВ Центр и два частных телеканала РЕН ТВ и НТВ, способствовали победе президентского большинства во время предвыборной кампании по выборам в Государственную Думу.* Исследование Центра экстремальной журналистики показало, что СМИ посвятили более 75% своих информационных программ представителям действующей власти и абсолютно исключили из своих передач представителей оппозиции. На одном из телеканалов оппозиционной партии даже было отказано в показе предвыборного клипа.

Принудительная психиатрическая госпитализация и избиение журналистов

В 2007 году стало известно о двух случаях принудительной госпитализации в психиатрическую клинику. Эта практика была широко распространена в Советском Союзе. Принудительную госпитализацию тогда использовали, чтобы дискредитировать инакомыслящих и устрашить тех, кто пытался открыто сопротивляться режиму. В 2007 году методы советской карательной психиатрии были вновь востребованы. Активист оппозиционного движения Лариса Арап и журналист Аркадий Новиков были принудительно помещены в психиатрическую больницу. Лариса Арап провела в больнице шесть недель, а Андрей Новиков - 11 месяцев. Их принудительная госпитализация, незаконное лишение свободы связаны с тем, что Лариса Арап и Андрей Новиков опубликовали статьи, нежелательные для местных властей. Освободить Ларису Арап и Андрея Новикова удалось благодаря поддержке международной общественности. В сентябре в Казани была жестоко избита Наталья Петрова, журналист-документалист. Милиционеры избили журналистку и ее девятилетних дочерей-близнецов, а также 70-летнюю мать, которая пыталась защитить дочь. Став жертвой жестокости милиционеров в своем доме и в отделении милиции, журналистка решила вместе с дочерьми уехать из Казани. Ее примеру вскоре последовали и родители, которых представители правоохранительных органов продолжали незаконно преследовать. В Ингушетии в конце ноября представителями силовых структур были похищены три корреспондента телеканала РЕН ТВ и председатель правозащитного центра «Мемориал». У журналистов конфисковали аппаратуру, избили их и в порядке устрашения обещали расстрелять. Потом пленников отпустили в незнакомом месте. Двух журналистов пришлось госпитализировать.

Отсутствие прогресса в борьбе против безнаказанности

В расследовании убийства журналистки Новой газеты Анны Политковской в 2007 году появились «подвижки» В конце августа генеральный прокурор Юрий Чайка сообщил о том, что обвинение предъявлено десяти подозреваемым и обвинил «лиц» находящихся «за пределами России», желающих «дестабилизировать ситуацию в стране» в том, что они являются заказчиками убийства журналистки. За несколько дней до генерального прокурора заявление, касающееся расследования, сделал и глава Следственного Комитета Александр Бастрыкин. Он заявил, что следователи рассматривают шесть версий убийства журналистки. За этими выступлениями высокопоставленных чиновников последовали противоречивые заявления и опровержения. Наконец, 21 сентября стало известно, что в причастности к убийству Политковской обвиняется Шамиль Бураев, который участвовал в президентских выборах 2003 года в качестве одного из кандидатов. На этих выборах тогда победил Ахмат Кадыров. Генеральная прокуратура разрабатывает версию, согласно которой убийство журналистки было подготовлено чеченской преступной группой, а сообщниками выступали сотрудники правоохранительных органов. По мнению следователей, заказчик преступления может находиться заграницей. Дата возможного окончания следствия и передачи дела в суд пока не назначена. Противоречие заявления представителей правоохранительных органов, которые они делали в течение нескольких недель зародили сомнения в желании властей действительно раскрыть убийство журналистки и возбудили опасения, что ответственными за это преступление могут оказаться люди, не имеющие к нему отношения. Судебный процесс над предполагаемыми убийцами главного редактора русской версии журнала «Форбс», расстрелянного недалеко от своей редакции в июле 2004 года, был несколько раз отложен. Суду не удалось обеспечить явку всех подозреваемых по этому делу, слушание которого должно происходить при закрытых дверях. Что же касается подозрительной смерти военного обозревателя газеты Коммерсант Ивана Сафронова, погибшего 3 марта 2007 после того, как он упал с четвертого этажа своего дома, следствие выдвинуло окончательную версию: самоубийство. Между тем, семья и коллеги журналиста утверждают, что у него не было никакой причины кончать жизнь самоубийством. Кроме того, известно, что журналист собирался незадолго до смерти опубликовать статью о продаже российского вооружения на Ближний Восток.

*Прим. От редакции «Новой»: Здесь очевидно по ошибке канал РЕН ТВ перечислен наряду с другими. Центр экстремальной журналистики отделяет его освещение во время предвыборной кампании от других каналов

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости правозащитных организаций:

Что такое Мемориал ?

News image

В январе 1989 г. несколько сотен делегатов, представлявших около 250 организаций и групп, собрались в Доме культуры Московского авиационного института и учредили В...

Права солдат и офицеров

News image

При общероссийском общественном движении «За права человека» создано направление - «Солдаты Отечества», по защите прав призывников, военнослужащих, их родителей, в...

Межрегиональная правозащитная группа

News image

Межрегиональная Правозащитная Группа(МПГ) - объединение общественных организаций, правозащитников и гражданских активистов. Основные направления деятельности: объе...

В защиту личности:

Вашингтон пост о Комитете против пыток, 2005 год

News image

Вашингтон Пост, 27 марта, 2005, воскресенье Для российских граждан, ярость полиции провоцирует страхи; Внимание приковано к одному городку, гд...

Справочный документ - Уважение и защита системы здравоохране

News image

Справочный документ содержит обзор проблем, вызывающих озабоченность гуманитарного сообщества и связанных с отсутствием доступа к медицинской помощи...

Встреча российских правозащитников с помощником президента С

News image

Радиостанция Эхо Москвы / 08.09.2010 И.ВОРОБЬЕВА: 16 часов 9 минут в Москве, дневной «Разворот» продолжается

Тапочки попрали конвенцию

News image

Россия признала факт нарушения Европейской конвенции о защите прав человека. Речь идет о деле пенсионера из Йошкар-Олы, которого милиционеры забрали...

Что делает «Движение против рака»

News image

Взаимодействуя  с депутатами Государственной Думы и Федерального Собрания, руководством  Минздравсоцразвития, Росздравнадзора, Фонда обязательного м...

Комитет Гражданское содействие

News image

Комитет Гражданское содействие - первая общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам - была создана в 199...